ЛОК 2021года.
группа ВКонтакте: https://vk.com/id659358560h
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Агинский детский оздоровительно-образовательный центр «Нарасун» Агинского района в рамках обязательств гранта по программе «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» провел тематические смены «Инфо-дети» для детей Забайкальского края в период летней оздоровительной компании 2021.
В лагере создана интерактивная образовательная, развивающая, досуговая среда, мотивирующая детей к участию в образовательных событиях. С детьми работают лучшие учителя района, преподаватели, студенты, аспиранты ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», работники комитета образования администрации муниципального района «Агинский район», ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края». Проводятся в игровой форме познавательные, практико-ориентированные занятия, на которых дети, проявляя свои фантазии создают проекты по разным направлениям. Такие занятия способствуют приобретению навыков проектной, исследовательской деятельности. Развиваются лидерские, организаторские качества, коммуникативные способности.
Занятия проводились по разным направлениям: алгоритмика и основы программирования на Scratch, робототехника, программирование и веб-разработка, математика, информатика и AR-технологии дополненной реальности, 3d-моделирование.
На занятиях «Алгоритмика и основы программирования на Scratch» ученики попробовали себя в среде визуального программирования Scratch. Данное направление поможет в дальнейшем детям научиться принимать решения, ставить цели и добиваться их. Например, при создании мультфильмов тренируется креативность, логика, умение общаться с другими ребятами и взрослыми.
«Робототехника»- это одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий. Ребята учатся конструированию и блочному программированию роботов, адаптированному для обучающихся среднего и старшего возраста
На занятиях по направлению «AR-технологии дополненной реальности» дети самостоятельно под руководством наставников создают цифровые объекты дополненной реальности.
В завершение инфо-смены участники выступали с защитой своих проектов. Ребята были награждены свидетельствами участника и дипломами победителя по направлениям.
Дети, чьи проекты признали лучшими, награждены путевками в ВДЦ «Океан», где они смогут продолжить работу над проектами, либо создать новый проект совместно с другими детьми, которые участвовали в таких же тематических сменах по всей стране. Это поможет ребятам продолжить развиваться в выбранном направлении.
Информационно — аналитический отчет 1 смена ИНФО – ДЕТИ.
с 31 июля по 20 августа 2019 пройдет III тематическая смена «Инфо-дети»
Актуальность разработки и реализации программы тематической смены «Инфо-дети» обусловлена потребностью в системном решении проблемы повышения престижа инженерно-технических специальностей и формировании будущих кадровых ресурсов инновационной экономики, «модернизации и инновационного развития страны» (В.В. Путин).
Программа тематической смены ориентирована на социально-экономический запрос Забайкальского края. Забайкальский край нуждается в высококлассных специалистах преимущественно в горнодобывающей промышленности, машиностроении, строительном и аграрном секторе. На региональном рынке труда ощущается достаточно большой дефицит кадров, обладающих набором компетенций и профессий, актуальных для приоритетных кластеров экономики. Это характерно не только для Забайкальского края, но и для всей страны в целом.
9 февраля 2018 года Д. Медведев выступил на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности: «Мы поставили задачу перевести экономику в «цифру»…Нам нужны современные специалисты, которые хорошо ориентируются в цифровой среде, которые понимают, как применять новейшие технологии и в своей работе, и просто в жизни… У нас должно появиться больше выпускников …, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики… Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой».
Мероприятия федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» учитывая данные требования, позволяют средствами тематических смен помочь детям самоопределиться и выстроить собственную траекторию развития, обеспечить поддержку одаренных, способных и высокомотивированных детей в сфере математики, информатики, информационно-коммуникационных технологий.
Тематическая смена «Инфо-дети» выступает как актуальная образовательная практика, обеспечивающая предпрофильную подготовку детей, на основе единства обучения, развития и воспитания, обеспечения социально и личностно значимой активности детей, осуществления предпрофессиональных проб, при участии социальных партнеров и представителей реального сектора экономики.
Целью программы тематической смены «Инфо-дети» является создание интерактивной образовательной, развивающей, досуговой среды в условиях летнего лагеря для детей, мотивированных к углубленному изучению дискретной математики, информатики, цифровых технологий, освоению компетенций цифровой экономики; обеспечение индивидуального прогресса профильных предметных компетенций и индивидуально-личностного развития детей.
Задачи программы тематической смены «Инфо-дети»:
1. Создать в условиях летнего лагеря интерактивную образовательную, развивающую, досуговую среду, мотивирующую детей к участию в образовательных событиях тематической смены.
2. Содействовать популяризации среди детей – участников тематической смены современных научных и прикладных знаний в области дискретной математики, информатики, цифровых технологий, научно-технического творчества.
3. Создать условия для формирования у участников тематической смены навыков проектной, исследовательской, практико-созидательной, ком-муникационно-презентационной деятельности.
4. Содействовать развитию у детей – участников тематической смены лидерских качеств, организаторских, аналитических и коммуникативных способностей.
5. Обеспечить мониторинг индивидуального прогресса профильных предметных компетенций и индивидуально-личностного развития детей– участников тематической смены.
6. Сформировать краевой банк данных выдающихся школьников в сфере математики, информатики, современных информационно-коммуникационных технологий, прикладных аспектов математики.
7. Содействовать продолжению сопровождения высокомотивированных детей – участников тематической смены в рамках школьных, муници-пальных и краевых образовательных событий.
8. Обеспечить PR сопровождение инновационных идей и проектных разработок детей – участников тематической смены.
9. Тиражировать опыт тематической смены «Инфо-дети» в части концептуальных, структурно-содержательных, технологических решений в интеграции образовательной, развивающей и досуговой деятельности детей, организации информационно-просветительских, проектных, исследовательских, практико-созидательных, коммуникационно-презентационных форматов совместного проживания детьми и педагогами образовательных событий.
Целевой аудиторией тематической смены «Инфо-дети» является 300 чел. – дети школьного возраста от 9 лет. Отбор детей на тематическую смену лагеря осуществляется на основе информационной карты для родителей, педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, раскрывающей профильную тематическую направленность образовательных, развивающих, досуговых событий тематической смены. В целях входной диагностики и дифференциации детей по профильным группам используется индивидуальный «портфолио» ребенка и результаты индивидуального тестирования.
Программа реализуется в течение 14 дней.
Новизна программы тематической смены заключается в интеграции образовательной, развивающей и досуговой деятельности посредством совместного проживания детьми и педагогами образовательных событий.
Тематическая смена – инновационная форма выявления, отбора, развития и сопровождения молодежи с высоким уровнем подготовки и мотивации к обучению по дискретной математике, информатике, цифровым технологиям. Школьники, будучи субъектами самоопределения, попадая в специально организованную развивающую среду, получают возможность через практическую интерактивную деятельность раскрывать и изучать свои способности. Выбор места и времени проведения обусловлен специфичным содержанием программы тематической смены и необходимостью размещения специализированного оборудования, лабораторных комплексов, интерактивных тренажеров, приобретенных в рамках программы. Рабочая программа предполагает ежедневные образовательные семинары и мастер-классы, деловые и презентационные встречи с руководителями промышленных предприятий и производственных объединений, бизнес-сообществ Забайкальского края.
Кадровое обеспечение программы тематической смены «Инфо-дети». Реализацию программы осуществляют сотрудники комитета образования администрации муниципального района «Агинский район», ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», преподаватели, студенты, аспиранты ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»,
Формирование педагогического отряда проходит в несколько этапов:
- отбор заявок желающих принять участие в работе тематической смены;
- обучение в Школе вожатых на базе ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»;
- прохождение серии тренинговых упражнений;
- тестирование.
К кандидатам в педагогический отряд выдвигаются следующие требования:
1. Опыт организации мероприятий в сфере образования и государственной молодежной политики на территории Российской Федерации;
2. Опыт работы в качестве тренера, а также вожатого юношеских и/или молодежных (студенческих) лагерей, профильных смен;
3. Членство в общественных объединениях и/или творческих коллективах учебных заведений, активное участие в деятельности указанных объединений и коллективов;
Методическое обеспечение Программы тематической смены «Инфо-дети». Методическая работа в рамках тематической смены строится на проблемно-диагностической основе, комплексном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов и экспертов.
Материальное обеспечение Программы тематической смены «Инфо-дети».
Лагерь располагает помещениями, необходимыми для проведения образовательных, развивающих, творческих и спортивно- оздоровительных мероприятий. Восемь двухэтажных спальных корпусов для проживания оснащены всем необходимым инвентарем для комфортного проживания детей. Отдельно стоящее здание пищеблока, оснащено современным оборудованием для приготовления пищи. В столовой имеется один обеденный зал вместимостью на 200 посадочных мест. Питание детей производится в две смены. В лагере полноценное, качественное, разнообразное и вкусное пятиразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин, паужин), интервалы между приемами пиши не более 4 часов. Для организации полноценного отдыха на свежем воздухе, на территории оздоровительного лагеря расположены: футбольное поле с естественным покрытием, волейбольная и баскетбольная площадки, спортивные сооружения для организации массовых мероприятий, крытый тренажерный зал. Также на территории имеются: крытый актовый зал, бильярдный зал, теннисный зал, клуб для организации встреч. Все мероприятия для физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводятся под контролем медицинских работников. Все помещения эстетически оформлены в соответствии с функциональным назначением. В целях качественной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы смен используется мульти-медиа-оборудование сети образовательных организаций муниципального района. Лагерь «Нарасун» располагает музыкальным оборудованием, минимальным набором компьютерной техники. В лагере работает медицинский пункт с круглосуточным обслуживающим персоналом: врач, медицинская сестра и диетсестра.
Структура управления Программой тематической смены «Инфо-дети». Распределение участников программы по 2 направлениям: математика и информатика. Каждое направление делится на 5 отрядов по 30 человек в каждом.
Для устойчивого функционирования профильной смены действуют 3 службы (служба проектной деятельности, служба технической поддержки и служба организационно-методического сопровождения), а также Совет экспертов, обеспечивающий прохождение образовательного блока на высоком научно-методическом уровне.
План реализации Программы тематической смены «Инфо-дети».
- Проектировочный период: подготовка программы тематической смены, специалистов к ее реализации; организация отбора высокомотивированных и личностно заинтересованных детей к участию в образовательных событиях тематической смены.
2. Адаптационный период: адаптация детей к новым условиям быта, установленным правилам распорядка, требованиям безопасности и т.п.; формирование на основе входной диагностики профильных (постоянных, переменных) групп детей в соответствии с содержательными направлениями тематической смены.
3. Период глубокого погружения: период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей в условиях профильных групп по следующим содержательным направлениям: «Графы и логика» — дискретная математика; «AR» — технологии дополненной реальности; «Да-тасет» — машинное обучение; «Веб» — технологии веб-программирования; «Я – робот» — программирование в робототехнике; «Кибергигиена» — цифровая безопасность. Данный период предполагает организацию разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в информационно-просветительские, проектные, исследовательские, практико-созидательные, коммуникационно-презентационные форматы.
4. Рефлексивный период: подведение итогов тематической смены на основе повторной диагностики показателей индивидуального прогресса профильных предметных компетенций и индивидуально-личностного развития детей, определения степени результативности проведенной программы.
Программа тематической смены «Инфо-дети» состоит из 3 основных модулей: образовательный, развивающий, досуговый.
I. Образовательный модуль (образовательная программа)
Образовательный модуль включает в себя:
• учебные занятия по математике, информатике, цифровым технологиям от преподавателей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Забайкальский государственный университет», учителей высшей квалификационной категории,
• мастер-классы от ведущих экспертов-практиков. В рамках мастер-класса участники тематической смены не только знакомятся с образовательными услугами учебных заведений Забайкальского края, но и получают практические навыки,
• презентации профессий. В ходе презентаций демонстрируется продукция или услуги Забайкальских предприятий, проходят встречи с молодыми специалистами, работающими в конкретных отраслях промышленного производства,
• деловые игры направлены на изучение склонностей и способностей участников Программы. Игры представляют собой специально созданную среду, атмосферу определенной профессии или вида деятельности, ориентируют школьников при выборе будущей профессии:
1. Деловая игра «Математика». Целью данной деловой игры является не только решение интересных и нестандартных задач по математике, но и понимание применимости математических задач в разных сферах жизни, создание условий для конкуренции, чтобы участники с разными навыками смогли проявить и показать себя.
2. Деловая игра «Я- изобретатель». Участники игры становятся командой изобретателей, которой предстоит по заказу спроектировать, создать и испытать уникальный аппарат. Для работы над изобретением команде предоставляется ограниченный бюджет, который может быть направлен на закупку материалов и инструментов, необходимых для успеха проекта. Успех достижения цели будет зависеть от эффективности совместной работы, нестандартного подхода к решению поставленной задачи, а также тщательного планирования и готовности пойти на творческий риск.
3. Деловая игра «Мир профессий» Эта работа по поиску, структурированию и анализу информации. В ходе игры каждая команда собирает комплексную информацию об одной из современных профессий, структурирует ее в виде майнд-схемы и презентует для всех участников. Второй этап игры – решение квеста о карьере, для выполнения которого каждому участнику понадобится информация, презентованная каждой из команд. Игра расширяет представление участников о существующих профессиях, и возможностях построения успешной карьеры.
4. Деловая игра «Экономика» (модель рыночных отношений). В рамках игры ребята проходят всю производственно-сбытовую цепочку, начиная с регистрации компании, производства продукта, его продажи, закупки ресурсов на его производство и т.д., заканчивая выбором роли своей компании в экономике страны. Проводимый по завершении игры анализ выбранных ребятами игровых стратегий (кто-то будет стремиться организовать других и повести их за собой, кто-то выберет стратегию подчинения и т.д.) помогает им лучше узнать себя, свои сильные стороны и особенности.
Ожидаемые эффекты: реализация образовательного модуля будет способствовать популяризации среди детей – участников тематической смены современных научных и прикладных знаний в области дискретной математики, информатики, цифровых технологий, научно-технического творчества; обеспечит формирование у участников тематической смены навыков проектной, исследовательской, практико-созидательной деятельности в рамках образовательных областей «Математика» и «Информатика».
II. Развивающий модуль.
Развивающий модуль включает в себя проектную деятельность и проведение тренинга «Ситуация успеха».
Проектная деятельность: защита личных, групповых проектов в формате питч-сессий по 6 укрупненным темам: «Информационные технологии», Современные технологии и безопасность, «Наука о жизни», «Современные технологии в медицине» «Промышленные технологии», «Современные образовательные технологии».
Целью данной деятельности является создание для ребят возможностей:
• осознанно определить сферу своих интересов;
• увидеть, какой результат/ценность можно создать за ограниченное время;
• овладеть основными организационными навыками для разработки, запуска и реализации собственного проекта;
• открывать и исследовать собственные склонности, таланты и командные роли (организатор, координатор, вдохновитель, двигатель, генератор идей, контролер, дипломат, исполнитель);
Тренинг повышения личной и профессиональной эффективности «Ситуация успеха» направлен на развитие компетенций и личных качеств.
В рамках задач развивающего модуля будет обеспечен мониторинг индивидуального прогресса профильных предметных компетенций и индивидуально-личностного развития детей– участников тематической смены.
Ожидаемые эффекты: реализация развивающего модуля обеспечит развитие у детей – участников тематической смены рефлексивных навыков, будет способствовать повышению самооценки, успешности детей.
III. Досуговый модуль.
В рамках проведения досугового модуля тематической смены «Инфо-дети» одним из приоритетных направлений является работа по выявлению творческих способностей, развитию умений и навыков и повышению мотивации. Опыт обучения некоторым аспектами способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности, полученный обучающимися в лагере, будет способствовать существенному росту показателей творческого мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Досуговый модуль представлен творческими программами и тематическими мероприятиями, направленными на развитие креативности:
• Стратегическая лекция «Атлас новых профессий»,
• Супермаркет идей,
• Лаборатория перфоманса,
• Тотальный диктант,
• Тематическая вечеринка «Креативный бум»,
• Фестиваль техно-танца «Эхо Земли»,
• Конкурс «INSTAGRAM»,
• Флешмоб батл «Гости из Будущего»,
• Выставка «Мы рисуем мир!»,
• Этно- фестиваль «Ночь Ёхора»,
• Фестиваль команд КВН,
• Креативный бал «Год театра в России»,
• Конкурс «Лидеры 21 века».
Модуль разработан с целью обеспечения свободного общения и самореализации детей, включения их в активные формы самопрезентации, приобщения детей к здоровому образу жизни. Активная часть модуль включает в себя: спортивные игры, соревнования, аэробика, минута здоровья (беседы о здоровом образе жизни).
Ожидаемые эффекты: реализация досугового модуля будет способствовать развитию у участников тематической смены лидерских качеств, организаторских, аналитических и коммуникативных способностей, навыков публичной творческой, коммуникационно-презентационной деятельности.
ссылка: